Необходимость и преимущества Национальной научноинновационной программы «Водородная энергетика»

Но у федеральных целевых программ есть несколько существенных недочетов: размер финансирования по ним недостаточен и раз в год пересматривается, они носят в основном ведомственный (или региональный) нрав, не сотворена точная система управления и ответственности исполнителей за конечный итог.

Исторический опыт СССР и РФ (план ГОЭЛРО, программы сотворения ракетноядерного щита, освоения космического места, реализации государственных проектов общественного нрава в современной РФ), так и остальных ведущих государств мира (программы «Аполлон» и «Союз — Аполлон» в США, современные водородные программы в США и Европейском союзе) обосновывает: инноваторский прорыв возможен лишь на базе масштабных программ, проводимых по инициативе и при конкретном участии страны, при активном содействии личного бизнеса и широком привлечении научного общества, инженеровпрактиков, профессиональной молодежи, системы проф образования.

Энергоэкологическая революция пронизывает фактически все сектора экономики. Для того чтоб она осуществилась, нужна концентрация значимых интеллектуальных, денежных и материальных ресурсов как страны, так и бизнеса. Конкретно на это нацелена государственная научноинновационная программа «Водородная энергетика».

Индивидуальности и достоинства государственных программ и проектов

Национальные программы и проекты имеют бесспорные достоинства по сопоставлению с федеральными целевыми научнотехническими и инноваторскими програмками.

1ое. Если объектом целевой программы является какоелибо направление техники (технологии), ветвь либо регион, то государственная программа нацелена на трансформацию всей экономики под определенным углом зрения.

Так, объектом программы «Водородная энергетика» является весь энергосектор страны и его взаимосвязи с иными секторами экономики и с глобальным энергосектором: структура производства и употребления энергии, технологии энергоснабжения и энергосбережения, энергорынок, создание соответственного оборудования, подготовка персонала, нормативноправовая база энергосектора, информационное обеспечение инноваторского прорыва. По сути дела, идет речь о формировании водородной экономики, как было отмечено в документе саммита «Группы восьми» в СанктПетербурге.

2ое. Федеральные целевые программы традиционно разрабатываются на 5—10 лет вперед, тогда как национальные — на наиболее долгий срок. Произвести скорые преобразования во всех сферах энергопроизводства и энергопотребления нереально, а смена поколений техники (технологий) и технологических укладов растягивается на годы и десятилетия. Потому горизонт Государственной программы «Водородная энергетика» обхватывает период до 2050 г. (как это предвидено водородной технологической платформой Евро союза).Третье. В отличие от целевых программ 1-го уровня (федерального либо регионального), государственная программа «Водородная энергетика» носит иерархический нрав. Она обеспечивает слаженное взаимодействие производства и науки, инновационное освоение достижений крайней не совсем только на общенациональном, да и на региональном уровне, также дозволяет сделать сотрудничество со странами СНГ и далекого зарубежья, которые вводят у себя подобные научноинновационные программы.

4ое. Федеральные целевые программы почаще всего финансируются из бюджета, а государственная программа по водородной энергетике строится на началах партнерства, объединения усилий страны, науки, образования и бизнеса. И если на стартовом шаге главным инвестором все таки остается правительство, то потом неприклонно растет финансовое роль в програмке (а означает, и ответственность за ее реализацию) личных компаний и иностранных инвесторов. Важным условием будет то, что средства должны выделяться не на один год, а на весь период воплощения проектов.

5ое. В отличие от целевых программ, которые, обычно, имеют аморфную структуру управления не обеспечивают настоящую ответственность за итог ни муниципального заказчика (федерального либо регионального органа), ни головного исполнителя, государственная программа базируется на точной современной и действенной системе управления. Программа нацелена на конечный итог и включает три обязательных элемента:

• заказчиков (Правительство РФ, по отдельным подпрограммам — министерства, агентства, региональные органы, также компании по отдельным конкретным проектам), ответственных за формирование заказов, выделение средств, оценку результатов работы и их практическое внедрение;

• научных управляющих самой Программы, ее подпрограмм, проектов. Ученые несут ответственность за разработку технологий и сопровождение проектов, за научнотехнологический уровень результатов; они же осуществляют авторский надзор в процессе внедрения технологий;

• управляющую компанию по програмке и исполнителей (директоров) подпрограмм, проектов. Исполнители получают заказ и ресурсы на его выполнение, организуют все работы и сдают их межведомственной комиссии в целом и по шагам (подпрограммам, проектам).

При всем этом все элементы, направленные на конечный итог, врубаются в единую информационную сеть, которая обеспечит действующий контроль со стороны гражданского общества над реализацией Программы, ее экологическими и социальноэкономическими последствиями.

Шестое. Итогом выполнения целевой программы является экономический, соц, экологический эффект в одной отрасли, секторе либо регионе, а государственной программы — во всей стране. Не считая того, госприемка завершенных целевых программ часто не делается, а их результаты не оцениваются, что создает условия для нецелевого использования либо расхищения выделенных средств. Напротив, качество выполнения шагов Государственной программы и отдельных проектов может быть оценено по точным характеристикам, сопоставляемым с цифрами, данными при формировании муниципального заказа: доля водородного горючего в энергетическом балансе страны, объемы выбросов вредных веществ в окружающую среду, уровень энергосбережения, прирост производительности труда и размера ВВП и т. п.

Аналогом для выработки механизма реализации Государственной программы может служить механизм выполнения принятых по инициативе Президента РФ 4 государственных проектов общественного нрава, с каждым из которых водородная программа связана предметно.


Категории


 
Четырехсторонние станки бу в Киеве.